Нет, конечно, Мень в Иваново не приехал – что ему тут делать? Приехали человек 5-7 уровня начальников отделов департаментов таких-то, замдиректоров департаментов сяких-то и т.д. Если чиновники Минстроя, посещавшие Иваново 10 октября, вдруг случайно прочитают этот текст, то прошу их не обижаться: ничего личного. Просто представления о реальности у тех, кто сидит в кабинетах в Кремле или на Садово-Самотечной (именно на этой улице находится минстрой), очень сильно расходится с вИдением окружающей действительности у тех, кто потом вынужден на практике реализовывать наработки и идеи первых. Это было очень заметно по ходу заседания 10 октября – представители муниципалитетов и правительства ивановской области задавали кучу конкретных вопросов. На многие из которых у московских чиновников не было ответов. И не потому что они плохие специалисты - уверена, что и министр Мень не ответил бы на них. Этих ответов просто нет в природе.
Но главная ценность прошедшего мероприятия – отнюдь не в том, что оно стало иллюстрацией ленинской фразы «мало их, и страшно далеки они от народа». А в том, что на нем было озвучено несколько тем, над которыми нужно задуматься всем – и муниципалитетам, и работникам жилищно-коммунальной сферы, и простым людям, пользующимся жилищно-коммунальными услугами. Потому что придумать-то в Минстрое придумали, а вот жить со всем этим придется нам. И не факт, что хорошо жить. Поскольку тем было несколько и все они достаточно разноплановые, вместо одного текста позволю себе сериал. А то уж слишком многабукав, как принято теперь говорить, получится.
Да, еще одна оговорка. Поскольку говорилось на совещании много, много было и незнакомых лиц, поэтому, дабы не ошибиться и не приписать слова одного другому, все группы аргументов будут разбиты на две части. Первая – под условным наименованием «Минстрой» - это позиция министерства, озвученная тем или иным его представителем. Вторая – «Муниципалы» - мнения или вопросы, озвученные представителями муниципалитетов или правительства Ивановской области (поскольку ему периодически приходится разгребать то, с чем не справляются органы местного самоуправления).
Итак, часть 1. ОДН – великий и ужасный
Что такое ОДН, знают уже все. И давно. И с постоянно изменяющимися правилами расчетов платы за ОДН тоже сталкивались все. Когда платежи за ОДН превышают платежи за потребление в квартире, граждане начинают возмущаться и зачастую перестают платить. Поставщики коммунальных услуг недополучают деньги и повисают где-то в районе банкротства. Одна из основных проблем – отсутствие индивидуальных, а порой и общедомовых приборов учета, в первую очередь на горячую и холодную воду. В итоге жители, у которых есть счетчики, платят за тех, у кого их нет. С этим что-то надо делать.
Минстрой:
Уже приняты решения по исключению из квитанций пункта «общедомовые нужды» в середине 2015 года, и для этого есть целый набор мероприятий.
Так, с 2015 года оплата за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, не установивших общедомовые приборы учета, будет начисляться с учетом повышающих коэффициентов.
В общей сложности с 2015 года при отсутствии в доме коллективных приборов учета, оплата за коммунальные услуги для граждан вырастет на 10%, к концу года – на 20%, а с 2017 года составит 60%.
Также Минстроем России предлагается перевести плату за общедомовые нужды из коммунальных услуг в платежи на содержание многоквартирных домов. Таким образом, с 2015 года обязанность сбора средств за потребленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды будет возложена на управляющие компании. (Это мы в Иванове уже проходили: года до 2010-го все платежи на ОДН были «спрятаны» именно таким образом. Видимо, Михаил Мень использует ивановский опыт на благо всей страны. – А.С.)
Плата за ОДН будет определяться нормативами потребления на общедомовые нужды, установленные для каждого типа дома – в зависимости от этажности. Эти нормативы обязаны утвердить региональные власти. Если реальное потребление в целом по дому в нормативные рамки не уложится, превышение над нормой управляющие компании будут оплачивать ресурсоснабжающим организациям за собственный счет.
Муниципалы:
Перевод коммунальной услуги за общедомовые нужды в жилищную, негативно отразится на финансовом состоянии всех управляющих организаций, так как существующие небалансы в разы выше собираемых средств на содержание и текущий ремонт. Конечно, УК – известные враги народа, и на этом была построена не одна предвыборная компания. Но если на них навесить платежи за ОДН, многие УК неминуемо обанкротятся. Причем, в первую очередь, банкротство ждет не бывших муниципальных монстров, а небольшие «управляшки». После того как УК начнут «сыпаться», проблемы возникнут у ресурсоснабжающих организаций – долги-то взыскать будет не с кого. А у них (за исключением «Газпрома», разумеется) и без того дела отнюдь не шоколадные. Да и дестабилизация на рынке жилищных услуг мало кому нужна. Представьте: дом надо готовить к отопительному сезону, а УК обанкротилась. И кто будет потом отвечать за размороженную систему отопления? В Иванове уже есть примеры, когда «управляшки» бросали дома. Оно нам надо?
Может, лучше все расчеты за коммунальные услуги, в том числе и за общедомовые нужды, осуществлять напрямую с ресурсоснабжающими организациями, без посредников в виде УК?
Кроме того, чтобы действительно убрать небалансы, которые существуют в многоквартирных домах, когда за коммунальные услуги добросовестный потребитель платит фактически за недобросовестного, необходимо кардинально менять подход по начислению платежей за общедомовые нужды.
И для начала все-таки дооснастить всеми недостающими счетчиками все квартиры, причем с параллельным внедрением системы дистанционного снятия показаний. Это позволит снять проблемы, возникающие из-за искажения показаний счетчиков и неединовременного снятия этих показаний. Да, это потребует много денег, но в итоге прекратится вся свистопляска с ОДН.
Минстрой:
нет реакции.